«ОДИССЕЙ ТЕЛЕМАКУ»

Читает ГРИГОРИЙ КОФМАН

Во время какой-то встречи в Нью-Йорке с группой театростудентов из Москвы Бродский сказал, немного стыдливо, а в общем-то, по обыкновению, кокетливо улыбаясь: «Я, признаюсь, театр-то не люблю…» Мне это признание очень понятно. При том, что я люблю театр, и я им занимаюсь. Но я ведь люблю театр не за то, за что Бродский его не любил.

 

На реплику Бродского кто-то скажет, а как же «Мрамор»? Ну, может, «Мрамор» потому и феноменален, что это — как бы Театр. Автор так закапсулировал действие в Башню, что правильнее было бы его не наблюдать, а максимум подглядывать. Собственно, именно так лично я и ставил бы эту гениальную пьесу.

 

Бродскому, который со Словом оставался один на один, коллективное осмысление стиха, а тем более на публику ориентированное действо было органически чуждо. Он не верил — вполне справедливо — в групповой поиск смыслов. Для него такой поиск виделся как индивидуальный, даже индивидуалистический процесс. И для меня тоже! Почему же я делаю Бродский-Театр?

 

Театр в большей степени живёт не смыслом, а ритмом. Биением, текучестью, переменами. И именно здесь поэтическая речь Бродского категорически предназначена для любых игр с самим собой в присутствии Зрителя. Вы скажете: но там ведь и смыслы огромны. Да. Но они подтянутся сами. Главное — ухватить ритм за хвост.

 

Григорий Кофман,

1 июня 2020, Берлин

 

 

Еще в начале текущего года вместе с берлинско-петербургским режиссером Григорием Кофманом мы планировали отметить восьмидесятилетие Иосифа Бродского на площадке арт-пространства «ДК Громов». Собрать в конце мая хорошую компанию, читать стихи и вынести на суд друзей действо, разыгранное Гришей совместно с чудесными музыкантами Колей Рубановым и Алексеем Ивановым… Но как бы не так. COVID-19 все решил по-своему. В последнее время не мы одни рассмешили Бога своими планами.

 

Между тем, нет худа без добра. Желание отдать дань юбилею поэта выросло в проект Brodsky. I read. Спасибо всем, кто этому росту помог и помогает. Ну а Григорию Кофману — почетное право первого слова в рамках проекта.

 

Дмитрий Мильков,

2 июня 2020, Санкт-Петербург

Режиссер, актер, драматург. Берлин.